Если мы обменяемся яблоками, то у нас снова будет по одному яблоку. А если мы обменяемся идеями, то при том, что у нас останутся свои, еще и появятся другие.

понедельник, 5 сентября 2011 г.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБ ОРНАМЕНТЕ

Нашла ЗДЕСЬ если не ошибаюсь первая часть взята из книги Нагель (не помню инициалы и точное название книги). Откуда взята вторая часть - не знаю. Но материал показался интересным, поэтому сохраню у себя.
1. ВИДЫ ОРНАМЕНТОВ

Орнамент является одним из средств оформления произведений
декоративно-прикладного искусства. Искусство орнамента очень древнее.
Возникло оно в эпоху палеолита. Орнаментальные изображения обладают исключительной способностью доставлять эстетическое наслаждение, оказывать сильное воздействие на человека, подчас пробуждая у него неосознанные чувства, связанные с генетической памятью, вызывают цепочки ассоциаций.

Основной закономерностью орнамента является периодическая
повторяемость мотива, и именно это производит эстетическое впечатление.
Для орнамента характерны также перевод реальных форм и предметов в условные орнаментальные изображения, высокая степень декоративного обобщения, отсутствие воздушной перспективы (плоское изображение).

Орнамент (от лат. ornamentium — украшение) — узор, состоящий
из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды и т.д.), архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства.


Орнаменты подразделяются на следующие виды: технический,
символический, геометрический, растительный, каллиграфический,
фантастический, астральный, пейзажный, животный, предметный (или
вещный)2.
Все орнаменты условно можно разделить на изобразительные и неизобразительные (геометрический, символический).
К геометрическим относятся орнаменты, мотивы которых состоят из различных геометрических фигур, линий и их комбинаций.

В лоскутном шитье геометрический орнамент играет ведущую роль. Технология соединения
простых по форме деталей проще, чем соединение деталей сложных геометрических или лекальных форм. Простые, лаконичные очертания зрительно воспринимаются лучше, чем сложные и многодетальные формы. Вот почему именно геометрический орнамент наиболее употребим в лоскутном шитье.

Вприроде геометрических форм не существует. Геометрическая правильность —достижение человеческого разума, способ абстрагирования. Любые геометрически правильные формы выглядят механическими, мертвыми.
Первоосновой почти любой геометрической формы является реально
существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная.

Один из основных путей создания геометрического орнамента — это
постепенное упрощение и схематизация (стилизация) мотивов, которые изначально имели изобразительный характер.

Элементы геометрического орнамента: линии — прямые, ломаные, кривые;
геометрические фигуры — треугольники, квадраты, прямоугольники, круги,
эллипсы, а также сложные формы, полученные из комбинаций простых фигур.


Изобразительным называется орнамент, мотивы которого
воспроизводят конкретные предметы и формы реального мира — растения (растительный орнамент), животных (зооморфные мотивы), человека (антропоморфные мотивы) и т.д. Реальные мотивы природы в орнаменте значительно перерабатываются, а не воспроизводятся, как в живописи или графике. В орнаменте природные формы требуют той или иной мерыупрощения, стилизации, типизации и в конечном счете — геометризации.
Вероятно, это объясняется многократным повторением мотива орнамента.

Изобразительный орнамент также используется в лоскутном творчестве, но в основном в аппликативных вариантах.

Природа и окружающий нас мир лежат в основе орнаментального искусства. В творческом процессе проектирования орнамента приходится отбрасывать
несущественные детали и подробности предметов и оставлять только общие, наиболее характерные и отличительные черты. Например, цветок ромашки илиподсолнуха может выглядеть в орнаменте упрощенно.

Природная форма силой воображения перевоплощается с помощью условных форм, линий, пятен в нечто совершенно новое. Существующая форма упрощается до предельно обобщенной, знакомой геометрической формы. Это дает возможность многократно повторять форму орнамента. То, что было утрачено природной формой при упрощении и обобщении, возвращается к ней при использовании художественных орнаментальных средств: ритмичности поворотов, разномасштабности, плоскостности изображения, колористических
решений форм в орнаменте.

Как происходит перевоплощение природных форм в орнаментальные
мотивы? Вначале выполняется зарисовка с натуры, максимально верно
передающая сходство и подробности (этап "фотографирования"). Смысл перевоплощения — переход от зарисовки к условной форме. Это второй этап —трансформации, стилизации мотива. Таким образом, стилизация в орнаменте является искусством перевоплощения. Из одной зарисовки можно извлечь различные орнаментальные решения.


Способ формирования орнамента и выбор орнаментальных форм, как правило, согласуется с возможностями изобразительного средства.

В художественном творчестве с использованием текстильного лоскута в качестве изобразительного материала на стадии замысла, поиска орнаментального решения следует
учитывать и использовать технологические возможности разнообразной
работы с лоскутом. В наибольшей степени это относится к лоскутному
шитью, и в особенности к лоскутной мозаике.
>>>в начало

2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ ПОСТРОЕНИЙ
2.1. ПОНЯТИЕ О КОМПОЗИЦИИ ОРНАМЕНТА
Композиция (от лат. composito) — составление, расположение,
построение; структура художественного произведения, обусловленная его содержанием, характером и назначением.

Создание композиции из лоскутов ткани — это выбор орнаментальной и колористической темы, рисунка, сюжета, определение габаритных и
внутренних размеров произведения, а также взаиморасположение его частей.

Орнаментальная композиция — это составление, построение, структура узора.

К элементам орнаментальной композиции и одновременно ее выразительным средствам относятся: точка, пятно, линия, цвет, фактура. Эти элементы (средства) композиции в произведении преобразуются в орнаментальные мотивы.

Говоря о закономерностях орнаментальных композиций, прежде всего
нужно сказать о пропорциях. Пропорции определяют другие закономерности построения орнаментальных композиций (имеются в виду ритм, пластика, симметрия и асимметрия, статика и динамика).
>>>в начало

2.2. ПРОПОРЦИИ
Пропорциям и пропорциональным отношениям в любом искусстве принадлежит определяющая роль. Без верно выбранных пропорций не может быть художественного произведения.

Пропорции — это соразмерность элементов в отношении к целому и
один к другому, придающая изделию или орнаменту эстетическую
выразительность и гармоническую завершенность.

Вопросы соразмерности линейных величин, площадей, ритмических
движений, тональных отношений могут быть решены двумя способами: 1)
делением на равные части (в этом случае создается впечатление покоя,
равновесия, устойчивости — статики); 2) делением на неравные части
(впечатление движения, разнообразия — динамики) в соответствии с
правилом "золотого сечения".

"Золотое сечение" ("золотая пропорция") — это такая соразмерность частей между собой и по отношению к целому, при которой целое так относится к большей части, как большая часть к меньшей.
Математически это выражается так:



Минуя ряд преобразований, получаем: В художественной практике
прямоугольник с соотношением сторон 21:34 считается самым эстетичным, самым красивым по форме.

"Золотое сечение" считается идеальным выражениемпропорциональности.

Следуя правилу "золотого сечения", полотно из лоскутов необходимо поделить на центральное поле и кайму. Деление производится по меньшей стороне, так как соотношения между меньшими величинами виднее.



Гармоничными будут восприниматься: квадрат как частный случай
прямоугольника или прямоугольник, стороны которого соотносятся по
правилу "золотого сечения" или близко к нему.

Правило "золотого сечения" может быть выражено в ряде чисел:
1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34 и т.д. Каждое последующее число в этом ряду равно сумме двух предыдущих чисел.

Этот ряд называется рядом Фибоначчи (по имени итальянского математика, жившего на рубеже ХII-ХIII вв.).


Используя этот ряд, можно получить размеры полотен, воспринимаемых гармонично. Для этого нужно единицу размера полотна умножить на два соседних (или через одно) числа ряда. Например:


1) единица размера 10 см: гармоничными будут прямоугольники 30X50, 30x80, 20X50, 210X340 см;

2) расчет размеров одеяла, собранного из блоков: если единичный блок
имеет размеры 30X30 см, тогда ширина одеяла может быть 30X5 = 150 см и
длина — 30 х 7 = 210 см;

3) гармоничным будет полотно, собранное из блоков: 3X5, 5X8, 4X6 и т.д.
>>>в начало


2.3. РИТМ И ПЛАСТИКА
Ритмом в орнаментальной композиции называют закономерность
чередования и повторения мотивов, фигур и интервалов между ними. Ритм — главное организующее начало любой орнаментальной композиции. Важнейшей характеристикой орнамента является ритмическая повторяемость мотивов и элементов этих мотивов, их наклоны и повороты, поверхности пятен мотивов и интервалы между ними.

Ритмическая организация — это взаиморасположение мотивов на
композиционной плоскости. Ритм организует своего рода движение в
орнаменте: переходы от малого к большому, от простого к сложному, от светлого к темному или повторение одних и тех же форм через равные или разные интервалы. Ритм может быть:
1) метрический (равномерный);
2) неравномерный .



В зависимости от ритма узор становится статичным или динамичным.

Ритмический строй определяет ритм мотивов по вертикальным и
горизонтальным рядам, число мотивов, пластическую характеристику формы
мотивов, особенности расположения мотивов в раппорте.

Мотив — часть орнамента, его главный образующий элемент.

Орнаментальные композиции, в которых мотив повторяется через одинаковые интервалы, называются раппортными.
Раппорт — минимальная и простая по фор ме площадь, занимаемая мотивом и промежутком до соседнего мотива.


Закономерное повторение раппорта по вертикали и горизонтали образует раппортную сетку. Раппорты примыкают друг к другу, не перекрывая один другого и не оставляя промежутков.


В зависимости от формы поверхности, которую они украшают, орнаменты бывают: монораппортные или замкнутые; линейно-раппортные или ленточные; сетчато-раппортные или сетчатые.

Монораппортные орнаменты представляют собой конечные фигуры (например, герб, эмблема и т.п.).

В линейно-раппортных орнаментах мотив (раппорт) повторяется вдоль
одной прямой. Ленточный орнамент — это узор, элементы которого создают ритмический ряд, вписывающийся в ленту с двухсторонним движением.

Кайма одеяла может быть выполнена в виде ленточного орнамента.
Сетчато-раппортные орнаменты имеют две оси переносов —
горизонтальную и вертикальную. Сетчатый орнамент — это узор, элементы которого располагаются вдоль многих осей переноса и создают движение во всех направлениях. Простейший сетчато-раппортный орнамент представляет собой сетку из параллелограммов.


В сложных орнаментах всегда можно выявить сетку, узлы которой
составляют определенную систему точек орнамента. Раппорты сложной формы строятся следующим образом. В одном из раппортов прямоугольной сетки пририсовывают снаружи ломаные или кривые линии к правой и верхней сторонам, а к левой и нижней — такие же линии, но внутри ячейки. Таким образом, получается сложная структура, площадь которой равна прямоугольнику.


Этими фигурами площадь орнамента заполняется без промежутков.

В основе композиции сетчатого орнамента лежит пять систем (сеток):
квадратная, прямоугольная, правильная треугольная, ромбическая и косая параллелограммная.


Для того чтобы определить вид сетки, надо соединить повторяющиеся элементы орнамента.


Ритмический ряд предполагает наличие как минимум трех-четырех
орнаментальных элементов, так как слишком короткий ряд не может
выполнить организующую роль в композиции.

Новизна композиции орнамента, как отмечал известный специалист в
области теории орнамента на ткани В.М.Шугаев, проявляется не в новых
мотивах, а главным образом в новых ритмических построениях, новых
сочетаниях орнаментальных элементов. Таким образом, ритму в композиции орнамента придается особое значение. Ритм наряду с цветом является основой эмоциональной выразительности орнамента.

Пластикой в орнаментальном искусстве принято называть
плавные, непрерывные переходы от одних элементов формы к другим. Если при ритмических движениях элементы находятся на некотором расстоянии друг от друга, то при пластическом движении они сливаются.

Орнаментальные формы в зависимости от эмоционального воздействия условно делятся на тяжелые и легкие. К тяжелым формам относятся квадрат, куб, круг, шар, к легким — линия, прямоугольник, эллипс.
>>>в начало

2.4. СИММЕТРИЯ
Симметрия — это свойство фигуры (или орнаментального мотива)
накладываться на себя таким образом, что все точки занимают
первоначальное положение. Асимметрия — отсутствие или нарушение
симметрии.

В изобразительном искусстве симметрия является одним из средств
построения художественной формы. Симметрия обычно присутствует в любой орнаментальной композиции, это одна из форм проявления ритмического начала в орнаменте.

Основные элементы симметрии: плоскость симметрии, ось симметрии, ось переносов, плоскость скользящего отражения.

Плоскость симметрии — воображаемая плоскость, которая делит фигуру на две зеркально равные части

— фигуры с одной плоскостью симметрии,

— фигура с двумя плоскостями симметрии,

— с четырьмя плоскостями симметрии.

В круге бесчисленное множество плоскостей симметрии.

Ось симметрии — прямая линия, относительно которой
повторяются равные части симметричной фигуры. Число самосовмещений
фигуры при повороте на 360° называется порядком оси
фигуры с порядком осей 1, 2, 3, 4, 6.

Поступательный перенос фигуры параллельно самой себе называется трансляцией.


Ось, вдоль которой происходит перенос фигуры, называется осью переносов. Наименьший перенос есть период трансляции или
раппорт. Если ось переносов одна, то это линейно-раппортный орнамент, если две — сетчатый.



Плоскость скользящего отражения есть совокупность плоскостей симметрии и параллельного переноса.


Примерамипротивоположной симметрии являются также: положительная рельефная форма (выпуклость) и равная ей отрицательная (углубление); фигура одного цвета и равная ей фигура другого цвета (тона); черно-белый орнамент по принципу "позитив — негатив".





Симметрия подобия будет наблюдаться в случае, если
одновременно с переносом будут уменьшаться или увеличиваться размер фигуры, промежутки между фигурами.
Орнаментальный мотив можно выполнить с использованием симметрии подобия.



>>>в начало


2.5. СТАТИЧНЫЕ И ДИНАМИЧНЫЕ КОМПОЗИЦИИ
Все орнаментальные композиции делятся на два вида — статичные и динамичные
(по аналогии с объектами природы — неподвижные и движущиеся). Образный смысл динамичной композиции — движение, развитие, напряженность; статичной — покой, неподвижность, замкнутость формы. Сочетая элементы динамичного и статичного характера, можно создать много орнаментов, разнообразных по композиции.

Типичные свойства статичной и динамичной композиции
Мотив будет статичным, если его можно разделить плоскостью симметрии на равные части так, чтобы одна его половина была зеркальным отражением другой. Аналогично — с двумя плоскостями симметрии (вертикальной и горизонтальной). Статичность мотива определяется не только его симметричностью, но и наклоном. Вертикали и горизонтали вызывают ощущение устойчивости, покоя (статики). Наклонные линии динамичны. Все асимметричные мотивы динамичны, они делятся на неравные части.
Динамичность этих мотивов в композициях подчеркивается наклоном.

В орнаментальных композициях часто используется сочетание
статических и динамических элементов. Циркульные дуги в вертикальном и горизонтальном расположении статичны. Окружности всегда статичны.
Динамичны спирали, параболы и т.п.

Статичные раппортные композиции
Главная задача при создании статичных композиций — организовать целостную орнаментальную структуру, выражающую идею статики.
Наибольшая зрительная устойчивость (статичность) орнаментальной
композиции достигается при квадратной форме раппорта, содержащего один или два одинаковых элемента.


При создании статичной композиции прежде всего нужно построить
раппортную сетку. Затем расположить в ней заданные мотивы по
горизонтальным рядам. Расположение мотивов в сетке имеет три варианта в зависимости от соотношения фона и рисунка:

  1. Расстояние между мотивами меньше мотива (максимально уплотненное расположение рисунка).
  2. Расстояние между мотивами соразмерно с самим мотивом (принцип одинаковости — в шахматном порядке).
  3. Расстояние между мотивами значительно больше мотива (разреженное расположение).


Чем больше элементы рисунка согласуются по принципам симметрии и одинаковости, тем сильнее они выражают идею статики всей орнаментальной композиции.


Например: в лоскутной композиции одинаковые квадратные раппорты —
блоки и одинаковые интервалы между ними по горизонтали и вертикали —
решетка.

Однако стремление создать абсолютно уравновешенную по всем
параметрам композицию может привести к сухости и схематизму композиции, лишить ее необходимого разнообразия и выразительности. Чтобы этого не произошло, следует внести элемент динамичности: прямоугольную форму раппорта, противопоставление в одном раппорте крупного и мелкого мотивов, тональный акцент на одном из мотивов или другой цветовой тон и др. От введения в статичную композицию динамических элементов статичность рисунка только увеличивается. Важно лишь, чтобы доминировали
именно те выразительные средства композиции, которые придают ей
статичность.

Графическая трактовка мотива
  1. Линеарное решение мотивов (использование линии). В лоскутном шитье это могут быть линии стежки или линии лоскутного рисунка.
  2. Пятновое решение мотивов (использование пятна). По сравнению с линеарным оно более активно и тяжеловесно акцентирует внимание на ритмическом чередовании мотивов.
  3. Линеарно-пятновое решение мотивов (использование линии и пятна). В лоскутном шитье это может быть сочетание стежки и узоров.

Динамичные раппортные композиции
Динамичные орнаментальные композиции строятся по принципу неодинаковости.
Самым важным в динамичной композиции является согласование между собой разнообразных движений элементов, поиск главных из них и подчинение им второстепенных.

Ощущение движения (динамика) достигается:

  • при отсутствии оси симметрии у самого мотива;
  • при наличии у мотива хотя бы одной оси симметрии — за счет поворота мотива;
  • при абсолютной симметрии мотива — путем изменения его размеров.
Следовательно, факторами для создания динамики являются: размер мотива, его поворот и расстояние между мотивами.

Различают семь вариантов ритмических движений мотивов в раппорте (это легко проверить, комбинируя три параметра):


  1. Мотивы располагаются в раппорте в разных поворотах. Поворот — переменный фактор, расстояние и размер — постоянные.
  2. Мотивы имеют разные размеры, но одинаковые повороты и расстояния между мотивами. Размер — переменный фактор, поворот и расстояние — постоянные.
  3. Одинаково повернутые равные по размеру мотивы расположены на различных расстояниях друг от друга. Расстояние — переменный фактор, размер и поворот — постоянные.
  4. Разные размеры мотивов и различные их повороты — переменные факторы. Расстояние между мотивами — постоянный.
  5. Разные размеры мотивов и различные расстояния между ними — переменные факторы. Поворот — постоянный.
  6. Мотивы расположены на разных расстояния и в разных поворотах — переменные факторы. Размер мотивов — постоянный.
  7. Мотивы имеют разные размеры, расположены в разных поворотах, на различных расстояниях друг от друга — все три фактора переменные.
>>>в начало

2.6. КОМПОЗИЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ ЛОСКУТНЫХ ПОЛОТЕН
Композиции лоскутных полотен строятся по принципу комбинирования орнаментов. Для них характерно композиционное решение в виде каймы и центрального поля.
Варианты композиционного решения каймы:


кайма как гладкое цельное обрамление центрального поля;

орнамент каймы равномерный, мотивы одинаковые;


кайма с акцентированными углами;

кайма орнаментально усилена в нижней части.

Варианты композиционного решения центрального поля:

  • центральное поле выполнено как единый цельный узор (рис. а);
  • центральное поле собрано из одинаковых блоков (статичный вариант) (рис. б);
  • центральное поле собрано из различных блоков (динамичный вариант) (рис. в);
  • центр композиции усилен введением монорал-портного орнамента (рис. г);
  • низ центрального поля усилен орнаментом (АЛЯ вертикально располагающихся изделий) (рис. д).


Для изделий, находящихся в горизонтальном положении, характерно
равновесие. Поэтому орнамент каймы и центрального поля таких изделий, как правило, равномерный и симметричный. Выразительные средства орнамента подчеркивают статичность этих изделий. Движение в композиции изделия чаще всего бывает направлено от центра к краям или от краев к центру.


3. ЗАКОНЫ И ПРАВИЛА ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ
Закон пропорциональности — основной закон орнаменталистики. В
орнаментальной композиции этот закон заключается в установлении
соразмерности частей в отношении целого и между собой. Эта соразмерностьможет относиться как к равенству, так и к противопоставлению характеристик орнаментальных мотивов и элементов. Скучной будет композиция, построенная на одинаковой
соразмерности характеристик. Она будет похожа на правильное
геометрическое построение. Чтобы этого избежать, необходимо
противопоставить одному композиционному принципу (и тем самым выделить его) другой, контрастный и противоположный ему. Этого можно добиться, придав одним элементам (мотивам) орнамента статичность, а другим — динамическую напряженность, используя разномас-штабность, поворот, асимметрию, цветовое или тоновое противопоставление.


Закон соподчинения диктует необходимость гармонизации всех
противоречий (противопоставления свойств и характеристик мотивов) для достижения целостности композиции. Разное звучание выразительных средстворнаментальной композиции достигается путем выделения главных из них и подчинения им других, второстепенных, или выделения композиционного центра.

Этот закон применительно к лоскутным изделиям трансформируется в правило доминанты:
усиление декоративной выразительности орнаментальной композиции
реализуется путем ясного выделения одного или нескольких орнаментальных мотивов по размерам, форме, фактуре или цвету.


Закон трехкомпонентности тесно связан с законом
пропорциональности. Для создания сложной и выразительной орнаментальной композиции достаточно и необходимо показать три разных рисунка, или три разных размера одного рисунка, или три разных поворота одного рисунка и периодически их повторять. Число "три" является тем минимальным числом, которое позволяет определить все разнообразие какого-то явления.

Закон контраста в общем виде формулируется так:
взаимодействие контрастных элементов взаимно усиливает и обостряет
противоположности, а взаимодействие родственных элементов смягчает и ослабляет их качества.

Например, это может быть узкая окантовочная полоса вокруг обширных краев одеяла.

Следствием закона контраста является правило группирования: детали, подобные по размерам, или форме, или цвету и близкие по расположению, зрительно объединяются в одно целое.

Так, например, цветовая растяжка из полосок ткани одной ширины воспринимается как единое полотно.

Закон орнаментального контрапункта: построение орнаментальных мотивов возможно из ряда замкнутых элементов путем соединения их в целостный орнаментальный образ.

Примером может быть лоскутное полотно, в котором совокупность
различных по рисунку блоков объединена своеобразной решеткой из полосок ткани.



Закон простоты: достижение максимальной выразительности
орнаментальных компози- ций минимальными средствами при минимальном определении подробностей.

В лоскутном изделии — это использование лаконичных рисунка и цвета узора.

Исходя из законов орнаментальной композиции при создании сложных
декоративных лоскутных полотен не обязательно идти по пути усложнения геометрии орнамента и использования всей палитры красок. Для достижения декоративной выразительности изделия достаточно использовать три элемента простых форм, введя разнообразие путем их поворотов, изменения размеров и расстояний между ними, а также отличия в тоне, цвете и фактуре. И наконец, выделение одного или нескольких мотивов. Важно лишь,
чтобы орнаментальная лоскутная композиция не производила впечатление дробности, а создавала целостный орнаментальный образ.

В основе орнаментального творчества лежат два источника: это мир
природы во всем его многообразии и народное искусство как самобытное явление национальной культуры каждого народа. Однако природа и произведения народного искусства требуют не слепого копирования и механического перенесения элементов и образов, а определенной их переработки.
>>>в начало

4. СБОРКА БЛОКОВ
АМЕРИКАНСКИЙ ПЭЧВОРК
Каждый блок собирается из более мелких кусков (лоскутков), которые сшиваются между собой, как это показано на диаграмме.
Этапы изготовления блока:

Сшиваете ли вы лоскутки вручную или на машине, процесс будут
одинаковым. Лоскутки соединяются между собой необходимым образом и прошиваются, обычно делая припуск на шов строго фиксированной ширины в 0,5 см (0,25 дюйма). Шов можно проглаживать (" прихватывать") как с двух, так и только с одной стороны. Если хотите, то можите разгладить каждый шов отдельно, пока блок не закончен, а уже потом прижать его утюгом.

При работе вручную многие находят очень удобным использование
линейки и карандаша, с помощью которых они размечают линии швов на каждом лоскутке, дабы быть уверенным, что припуск на шов не выходит за положенные 0,5 см (0,25 дюйма). У некоторых швейных машин есть лапки, строго определяющие ширину припуска в 0,5 см.

Направленный шов Иногда шов необходимо "направить", например,
чтобы в результате получилась фигура куба. Для этого соедините первые
два лоскутка между собой, но пока не сшивайте их. Сделайте небольшую
строчку на конце будущего шва. Вы гораздо облегчите себе работу, если
отметите на каждом лоскутке те точки, куда пойдет шов. Теперь
присоедините третий лоскут к первому. Сделайте строчку в том месте, где встретятся два шва, и снова закрепите нитку. Повкрните третий лоскут таким образом, чтобы он пересекся с первым, и шейте до отмеченной точки.


Изогнутый шов Основная идея заключается в разметке кривой
линии при помощи булавок, после чего будет нетрудно придать лоскуту
нужную форму. Обрежьте лишние края вдоль шва после прострачивания, затем
разгладьте лоскутки утюгом. Примером такой работы служит блок Походка пьяницы.

Раскрой лоскутков Обведите каждое лекало, используя мягкий
карандаш. Убедитесь в том, что лекало включает припуски на шов по 0,5 см(0,25 дюйма) или добавьте их. Вырезайте точно по лиии.

Совет Перед штьем на швейной машине я обычно делаю пометку на
игольной пластине для того, чтобы точно видеть край ткани и получить
аккуратный припуск в 0,5 см (0,25 дюйма). используя линейку с шагом 0,5 см (0,25 дюйма). Положите ее точно на нарисованную линию. Положите полоску клейкой (непрозрачной) ленты на игольную пластину вдоль края линейки. Возьмите кусочек хлопчатобумажной ткани, сложите его вдвое, а сгиб прижмите. Положите ткань сгибом вдоль ленты и сделайте несколько швов. Если вы положите 3-4 слоя клейкой ленты, то образовавшийся край будет поддерживать ткань на линии.


ЗВЕЗДА БАРБАРЫ ФРИТЧИ
Насложный блок с очаровательной историей его создания, служащий примеромтого, что идеи для названий авторы черпают из многих источников, включая исторические события. В возрасте 95 лет Барбара Фритчи стала знаменитой. Во время гражданской войны в Америке она стойко сражалась засвои федеральные убеждения, отказавшись спускать флаг Федерации, когда ее родной город был захвачен контрфедералами. Никакие угрозы не смогли заставить ее отступить и, как говорит история, в результате ей разрешили оставить флаг поднятым.





БАЛКАНСКАЯ ГОЛОВОЛОМКА
Известный так же как Звезда на ветру, это один из многих рисунков,
принадлежащий Нэнси Кэбот. В действительности, имя Нэнси Кэбот было названием одной колонки, которую вела Лоретта Лейтнер Райзинг для Chicago Tribune в 1930-х годах. Что касается слова "балканская" в
названии блока, то по этому поводу я не смогла найти никаих разъяснений, хотя, возможно, оно перекликается с проблемами, которые могли быть на Балканах в те годы. Этот блок составлен исключительно из прямоугольных треугольников, поэтому он не будет легким в изготовлении.





ДЕНЬ И НОЧЬ
Интересный блок, известный примерно с 1934 года. У него есть другое имя -Белый крест, но мне нравится идея контрастного сочетания света и
темноты именно в названии День и Ночь.

Поскольку вам потребуются всего два лекала, успех рисунка будет
зависеть от расположения цветов. Лоскутки соединяются в четыре секции, которые затем сшиваются между собой. Я классифицирую его как "С" (третьякатегория сложности), поскольку угловые лоскутки должны быть "направлены".





ВЫБОР КЛЭЯ
Этот блок назван в честь американского государственного деятеля Генри
Клэя (1777-1852). Благодаря своим уникальным способностям в искусстве дипломатии он был известен как "великий миротворец". Его большая значимость для страны отражены в значительном количестве наименований блоков: Кандидат Клэя, Звезда Гарри и Генри с Запада служат всего лишь несколькими примерами. Этот узор также пояалялся под названиями Звезднаяпыль и падающая звезда. Вам понадобятся всего два лекала - квадрат и треугольник; с этим блоком легко работать.





ИНДЕЙСКАЯ СТРЕЛА
Множество традиционных названий блоков отражают условия жизни женщин, которые их придумали. Поэтому вполне объяснимо, что многие названия включают в свой состав слово "индейский": Индейский топор, Индейское лето, Индейская тропа и индейское свадебное кольцо. Рисунок был опубликован в начале 1900-х годов, но имеет гораздо более давнюю историю. Хотя может показаться, что узор выглядит слишком сложным, на самом деле вам потребуются всего три лекала. Не забывайте, что для получения требуемого эффекта необходимо соблюдать правильное расположение цветов.





ПАДАЮЩАЯ ЗВЕЗДА
Laudies' Art Company, возможно, первая компания, предоставившая
возможность заказа по почте узоров для пэчворка, опубликовала этот блок под названием Старая Пойнсеттия в 1895 году. Нэнси Кэбот называла его Вращающаяся звезда, но в 1982 году этот рисунок появился с названием Падающая звезда.

Нарисуйте эскиз блока в сетке 4x4. Подготовьтечетыре одинаковые
секции, строго следя за тем, чтобы вырезать все лоскутики лицевой
стороной вверх. Не вырезайте лоскутики, сложив ткань в два слоя, иначе ваша звезда не получится.





ЧЕТЫРЕХЛОСКУТНАЯ ПЛЕТЕНКА
Я искала этот блок в своих обычных источниках, но смогла найти его
только в одном месте: в библиотеке блоков одной компьютерной программы, которая была моим самым первым приобретением. Он шел просто под именем Четырехлоскутный блок, поэтому я слегка изменила название, чтобы передать смысл узора. Вы увидите, что целый блок состоит из четырех одинаковых частей, для изготовления которых понадобится пять лекал.
Несмотря на отсутствие указаний на источник, это будет прекрасный блок для тренировки ваших художественных навыков. Например, попробуйте поменять цвета по углам каждой из частей.






МОРСКОЙ ШТОРМ


Очень популярный традиционный блок с прекрасными возможностями для творчества. В повторяющихся блоках вытянутые по краям треугольники образуют эффект круга. Вы можете неограниченно разнообразить рисунок, если поиграете с цветом. Я отношу этот блок к категории "С", так как используется достаточное количество лекал и лоскутков, хотя изготовление блока будет не таким сложным, как кажется.





БРИЛЛИАНТОВАЯ ЗВЕЗДА
Название Бриллиантовая звезда дал этому блоку один сельский журнал в 1930 году. Получаемый узор использует эффект обмана зрения, так как, хотя при его создании не применяется ни одной искривленной линии или шва, возникает иллюзия, что рисунок состоит из окружностей. Обратите внимание на порядок чередования темных и светлых элементов. Подготовьте четыре секции для блока, а затем сшейте их между собой. Я отношу этот блок к категории "с", потому что вам потребуется соединить четыре секции таким образом, чтобы получилась аакуратная точка пересечения в центре.





КВАДРАТ С ДВОЙНЫМ КОЛЕСОМ СЕЛИИ
Мой блок является вариацией традиционного блока Иди за лидером, также опубликованного Ladies' Art Company под названием Квадрат с двойным колесом в 1898 году. Идея узора основана на разделяющемся центральном квадрате, что добавляет сложности и привносит в рисунок движение.
Попробуйте подготовить эскиз блока самостоятельно и добавьте от себя какие-либо изменения.






БЕРЕЖЛИВОСТЬ


Возможно, блок получил свое название в честь города Провиденс
("Бережливость"), расположенного в штате Кентукки, США. Очень может
быть, что название перекликается и с изначальными идеями бережливости и экономии, которые были важными аспектами в работе с лоскутными изделиями.





СЛЕДЫ ИНДЮШКИ


"Индюшачьи мотивы" часто встречаются в названиях американских
блоков; существуют Индюшачьи потроха, Индюк в соломе и проч. Эскиз легкорисуется в сетке 10x10, а вот маленькие треугольные лоскутки требуют более внимательного отношения.






СЕВЕРОКАРОЛИНСКАЯ ЛИЛИЯ


Приведенную здесь версию я обнаружила на знаменитом изделиив музее на острове Гернси, одном из Нормандских островов. Оригинальная стеганая вещь включает в себя только красный и зеленый цвета и выполнена в стиле набивных лоскутков, или трапунто, что характерно для многих работ того региона и времени. Это сложный для изготовления блок, и проще его шить руками, хотя можно воспользоваться и швейной машиной. Будучи симметричным, этот узор может послужить основой для двух совершенно различных рисунков, что достигается путем поворота блока.





ЛЕНТОЧНЫЙ ЛОСКУТНЫЙ БЛОК
Этот блок приписывается Нэнси Пейдж. В действительности, Нэнси Пейдж было названием колонки печатного агенства, осуществлявшего пересылку рисунков по почте и работавшего в период между 1920-ми 1940-ми годами. Этот блок обладает эффектом обмана зрения, если вы рамположите светлые и темные кусочки ткани так, как показано на рисунке.





ДОРОГА В РАЙ


Farm Journal - журнал, который начал выходить в 1877 году, - назвал
этот блок Восторг Дорис. Но я встретила этот узор под названием Дорога в рай в книге Бэт Гатчеон Полный букварь по пэчворку. Достаточное количество объединенных между собой блоков образуют очень красивый рисунок. Повторяющиеся блоки порождают иллюзию пересекающихся линий. Вы можите достичь совершенно другого эффекта, изменив цвет боковых фоновых лоскутков на черный; еще более интересную картину вы получите, сделав черными угловые блоки. Вам понадобиться пять лекал, а изготовление блоков будет достаточно простым.





КАРТОЧНЫЙ ФОКУС
Здесь приводится мой вариант Карточного фокуса, относитель лоскутного блока, появившегося впервые в книге Бэт Гатчеон Полный букварь по пэчворку в 1976 году. (Автором рисунка является Джеф Гатчеон.) Я внесла в него небольшие изменения, чтобы сделать ударение на способе пересеченияцветов и квадратов. Как видите, для этого блока потребуется два лекала,но вам необходимо внимательно отнестись к расположению лоскутков разных цветов, чтобы добиться желаемого эффекта.





ПОВОРОТ В ЦЕНТРЕ
Любители лоскутной техники шитья обычно черпают свое вдохновение
абсолютно из любых источников, которые их окружают. Здесь представлен блок, прекрасно иллюстрирующий данное утверждение, поскольку его название имеет отношение к одному из элементов кадрили, когда ведущий говорит группе танцоров взяться за руки и сделать "поворот в центре".
Этот узор появился под названием Римская мостовая в Chicago Tribune в
1930-х годах и у него было несколько других названий, например такое, как Любимец миссис Рузвельт. Сшейте сначала три секции, как это показано на рисунке ниже, а затем соедините их вместе.





ЭКСЦЕНТРИЧЕСКАЯ ЗВЕЗДА
очень интересный блок, описываемый в классической книге Джонатана
Холстейна Лоскутное шитье: американские традиции дизайна и встречающийся в одном из стеганых изделий Пенсильвании 1910 года. Данный рисунок, похоже, является уникальным примером народного творчества, поскольку он не описывается ни одним из источников. Этот блок относится к тем экземплярам, которые будет удобнее шить вручную, чем с помощью швейной машины. Вы легко нарисуете его эскиз в сетке 24x24. Не пугайтесь количеству необходимых лекал - блок собирается достаточно просто, если вы будете шить, начиная с центрального квадрата.






ЗВЕЗДА ЛЕ МОНЕ
Название этого блока служит напоминанием о двух французских
исследователях, братьях Пьере и Жане Батисте Ле Моне. Они изучали реку Миссисипи и в 1718 году основали город Новый Орлеан, где, как мы полагаем, блок и мог получить свое имя. В Северной Америке, среди не говорящего по-французски населения, Звезда Ле Моне превратилась в Лимонную звезду. У этого блока есть также длинный список и других названий. Узор состоит из восьми простых ромбов с углами в 60 градусов, квадратов по углам и прямоугольных треугольников по бокам блока. Вы можете нарисовать эскиз в сетке 40x40 или воспользоваться циркулем или линейкой.





ЗВЕЗДА ВИРДЖИНИИ
Существует множество вариантов этой восьмиугольной звезды. Впервые она появилась под именем Звезда Вирджинии в Романтике лоскутного шитья, хотяДжинни Бейер приписывает первую публикацию журналу Quilting от 1934 года. Сначала вырежьте и сшейте звездочку в центре, затем присоедините к ней остальные квадраты и треугольники. Чтобы нарисовать эскиз, воспользуйтесь сеткой 40x40. Однако существует другой, возможно, более простой способ: можно воспользоваться циркулем и нарисовать окружности с радиусом15 см (6 дюймов). Разделите окружности на восемь одинаковых секторов, а затем соедините отмеченные точки.





ГОРЯЩАЯ ЗВЕЗДА
Горящая звезда представляет собой блок, который, похоже, стал популярнымгде-то в 1930-х годах, хотя подобный рисунок часто встечается в старинных мозаиках или изразцах. Блок появлялся под этим названием в Романтике лоскутного шитья (1935), а также встречается как Четырехконечная звезда. Другие известные названия - Мамин восторг и Звезда сан Луис (Сент Луис). Эскиз блока можно нарисовать в сетке 40x40,но гораздо удобнее будет применить циркуль и линейку. Обратите внимание, каким образом выполнены лекала: каждое должно иметь своего зеркального близнеца, необходимого для сборки каждого из лучей звезды.





ПАУТИНКА
Джинни Бейер считает, что этот блок впервые появился в серии буклетов, которая издавалась W.M.L. Clark of St. Louis начиная с 1930-х годов и носила название Настоящие староамериканские узоры для блоков от бабушки Кларк. В действительности этот рисунок является вариацией блока Калейдоскоп, который собирается из восьми треугольников с углами в 45
градусов.





КОЛУМБИЯ
И снова, похоже, Ladies' Art Company была первой, на чьих страницах
появился этот традиционный узор, но в то же время публиковался он
достаточно часто и иногда носил название Звезда Колумба. Как видите, для работы потребуется всего два лекала - треугольник и ромбс углом 60 градусов. Чтобы преобразовать рисунок в прямоугольник, нужно просто добавить треугольники по его краю. Этот узор будет смотреться очень эффектно, если каждый получившийся в результате шестиугольник наклеить как аппликацию на квадратный блок-основу.





ВИХРЬ ВИРДЖИНИИ


Этот рисунок был опубликован Mountain Mist под названиями Вихрь
Вирджинии и Свиной хвостик. Вихрь Вирджинии - удивительный блок, на основе которого, повернув чередующиеся блоки на 90 градусов, вы можете получить два различных рисунка. Хотя для этого блока потребуется целых шесть лекал, собрать его будет совсем не трудно - просто начните с центрального квадрата и далее двигайтесь от центра.





ЧУТКИЕ СЕРДЦА
Интересный блок, датируемый 1920-ми или 1930-ми годами. Ladies' Art Company опубликовала его слегка видоизмененную вариацию в 1928 году, которую Холл и Кретсингер включили в свою книгу Романтика лоскутного шитья (1935). Повторяющиеся элементы порождают, пожалуй, лучший эффект обмана зрения, который мне известен в этой технике.





ТАБАЧНЫЙ ЛИСТ
Здесь представлена вариация одного из блоков Нэнси Кэбот. Однако я так ине смогла найти этот рисунок ни в одном из других источников, поэтому, как это часто бывает с традиционными и давно известными блоками, имя настоящего автора остается полной загадкой! Для создания этого блока лучше всего будет применить сочетание шитья и аппликации. Сначала соберите "квадрат в квадрате", затем поверх него пришейте как аппликациюбольшие изогнутые лепестки. Вы получите прекрасное стеганое изделие, если для фоновых квадратов подберете одноцветный материал, а лепестки сделаете из ткани различных расцветок.





ПОХОДКА ПЬЯНИЦЫ
В том виде, в котором он здесь представлен, этот блок имеет множество названий, таких как Загадка старой девы и Загадка Соломона. Чтобы составить приведенный здесь блок, вам понадобится изготовить два основных рисунка по восемь лоскутков каждого цвета и вида, итого шестнадцать элементов. Путем вращения и перекомпоновки элементов вы сможете получить несколько различных по дизайну блоков.





ИЗВИЛИСТЫЕ ТРОПИНКИ
Еще один блок с массой названий.Ladies' Art Company, похоже, была
первой, кто опубликовал его под названием Извилистые тропинки в 1928 году. С тех пор он появлялся и как Четырехлистный клевер, и как
Нэшвилль, и как Счастье за счет другого. Рут Финлей называет этот блок
Таинственное колесо и говорит о том, что если вы сделаете акцент на
усиленном контрасте цветов, то ваше стеганое изделие всегда будет
"вещью, олицетворяющей радость и красоту!" Извилистые тропинки - это наиболее часто встечающееся сегодня название.



Комментариев нет:

Отправить комментарий