Если мы обменяемся яблоками, то у нас снова будет по одному яблоку. А если мы обменяемся идеями, то при том, что у нас останутся свои, еще и появятся другие.

пятница, 5 сентября 2014 г.

«Атлас новых профессий»

Чему учиться и от чего отказаться в ближайшие 20 лет? Ответы – в «Атласе новых профессий»

Сегодня на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Московская школа управления СКОЛКОВО представили «Атлас новых профессий», созданный в результате уникального для России исследования «Форсайт компетенций 2030».
В презентации результатов совместной работы приняли участие руководитель департамента проектов и практик направления «Молодые профессионалы» АСИ Владимир Солодов и руководитель Центра образовательных разработок бизнес-школы СКОЛКОВО Денис Конанчук
В течение 2,5 лет участники «Форсайта компетенций 2030» проводили системный анализ технологических, экономических и социальных изменений по 19 ключевым отраслям экономики и проектировали отраслевые «карты будущего». Это позволило выявить спрос на новые, востребованные в ближайшем будущем,  компетенции и навыки, сформировать перечень перспективных профессий по отраслям, обозначить профессии, которые в ближайшие 15-20 лет утратят свою актуальность.
«Атлас новых профессий» включает 140 новых профессий в 19 отраслях:
Медицина (16), биотехнологии (6), экология (6), наземный транспорт (9), водный транспорт (3), авиация (7), космос (5), ИТ-сектор (10), индустрия детских товаров и сервисов (4), добыча и переработка полезных ископаемых (3), новые материалы и нанотехнологии (5), строительство (6), робототехника и машиностроение (8), энергосети и управление энергопотреблением (9), энергогенерация и накопление энергии (7), образование (10), социальная сфера (7), менеджмент (14), финансовый сектор (5). 
Некоторые из профессий, например, энергоаудитор, проектировщик интермодальных транспортных узлов, менеджер по кросс-культурным коммуникациям, проектировщик  инфраструктуры «умного дома», уже востребованы  в развитых экономиках, но в России в качестве отдельных профессий еще не сформированы.  
В список профессий – «пенсионеров» попали 23 интеллектуальных и 15 рабочих профессий. Среди них  и очевидные «аутсайдеры»  рынка труда, такие как стенографист, библиотекарь, лифтер, и востребованные сегодня профессии турагента, журналиста, аналитика. 
По мнению  разработчиков «Атласа», первыми начнут исчезать профессии, которые можно автоматизировать, и профессии, суть которых - «посредничество»  между рынком и потребителем товаров и услуг. В качестве примера можно привести профессию турагента: уже сегодня большинство путешественников самостоятельно  определяют свои маршруты, бронируя гостиницы и выкупая  авиабилеты через интернет-сервисы, без комиссионных, в удобное для себя время и по наименьшей цене. Та же участь ждет и профессию почтальона: переписка уходит в цифровое пространство, посылки доставляются логистическими компаниями. В развитых странах все большее распространение получают автоматизированные отделения почты.
Денис Конанчук, отвечая на вопрос, кто является  целевой аудиторией Атласа, отметил: 
«Развитие мировой экономики настолько динамично, что нынешняя система образования и бизнес требуют совершенно новых компетенций, которые находятся на стыке нескольких отраслей. Данный Атлас – сигнал для абитуриентов, определяющих свою карьерную траекторию, во что стоит инвестировать свое время. Для вузов и предприятий - это возможность предпринять совместные шаги по разработке новых образовательных программ уже сейчас, чтобы у нас был шанс вырастить востребованных специалистов к 2020 году».
По мнению Владимира Солодова, задача «Атласа» - предоставить возможность молодым людям выбрать траекторию профессионального и карьерного роста, опираясь на полную картину происходящих изменений. Владимир Солодов рекомендовал читателям «Атласа» обратить внимание на  раздел надпрофессиональных навыков и компетенций, которые станут необходимым условием успешной работы специалиста, вне зависимости от отраслевой специализации. 
Это системное мышление, клиенториентированность, межотраслевая коммуникация, знание нескольких языков и разных типов культур, навыки управления проектами и людьми – от локальных групп до сообществ, навыки программирования, умение работать в режиме многозадачности и постоянно меняющихся условиях, навыки бережливого производства, навыки художественного творчества. Развивая надпрофессиональные навыки уже сегодня, специалисты будущего смогут без особого труда приобретать новые знания и развивать свою карьеру  в различных отраслях экономики.
Отвечая на вопрос, каким образом разработчики представляют себе подготовку специалистов будущего на базе рекомендованных в «Атласе» вузов, Владимир Солодов отметил, что  в список вузов попали те, кто уже сейчас готов дать качественные отраслевые знания и те, кто активно развивает образовательные проекты по формированию надпрофессиональных навыков и компетенций: «Представленный сегодня «Атлас новых профессий» - это первая версия, которая должна и будет развиваться, это приглашение к дальнейшему проектированию архитектуры будущего всех, кто в нем заинтересован».

ИСТОЧНИК

Комментариев нет:

Отправить комментарий